Рекомендации
приёмным родителям, родителям-воспитателям,
специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по разработке
плана развития приёмной семьи (детского дома семейного типа)
на период с 01.10.2022 по 31.03.2023
Согласно статье 5 Главы 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Положение о приёмной семье»: «План развития приёмной семьи разрабатывается приёмными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям».
План развития приёмной семьи (детского дома семейного типа)
предполагает обозначение перспективных мероприятий в рамках сопровождения несовершеннолетних приёмными родителями (родителями-воспитателями), специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования специалистами отдела образования, социально-педагогического центра и учреждений образования.
Образец плана развития приёмной семьи на период с 01.10.2022 по 31.03.2023 размещен в Приложении 1.
1. Общие требования к разработке плана развития приёмной семьи
План составляется сроком на 6 месяцев с учетом оценки потребностей воспитанников приёмных семей, детских домов семейного типа (далее- ДДСТ), их индивидуальных, возрастных особенностей, знаний и умений, запросов приёмных родителей (родителей-воспитателей), результатов диагностических обследований, реализованных педагогами-психологами учреждений образования, рекомендаций психолого-педагогических консилиумов по сопровождению несовершеннолетних, а также содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Мозырском районе. В ряде случаев оформляется Приложение к плану развития приёмной семьи (в ситуациях пополнения семьи в период действия текущего плана).
В плане определяются конкретные мероприятия и указываются конкретные сроки их выполнения на основании предложенных в каждом разделе направлений-ориентиров. Так, в рубрике «Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребёнка» должны быть указаны актуальные проблемы несовершеннолетних, воспитывающихся в приёмных семьях (ДДСТ), и их законных представителей («мишени») и направления работы по разрешению данных проблем.
В ситуации воспитания в приёмной семье (ДДСТ) двух и более детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывается один (общий) план развития приёмной семьи (ДДСТ).
Если в учреждении образования организовано сопровождение несовершеннолетнего дефектологом, он также является участником реализации плана развития приёмной семьи (ДДСТ).
Участниками реализации плана развития приёмной семьи несовершеннолетних из числа учащихся УПО являются куратор группы, педагог социальный УПО, педагог-психолог УПО, а также педагог-психолог МРСПЦ.
В ситуации фактического отсутствия в учреждении образования педагога-психолога (отсутствия штатной единицы педагога-психолога, наличия вакансии), ответственным за выполнение работы по психолого-педагогическому направлению является педагог-психолог МРСПЦ (Гульчик В.В.).
Социальные партнёры (представители организаций, ведомств, объединений, волонтёрских движений и пр.) план не заверяют.
2. Рекомендации по содержательному наполнению плана развития приёмной семьи (ДДСТ)
2.1. В ходе планирования работы с воспитанниками следует учесть, что важнейшей задачей в рамках сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий для успешной социализации несовершеннолетних, их адаптации в условиях замещающих семей и учреждений образования, раскрытия нравственного и духовного потенциала обучающихся, формирования у них навыков ответственного поведения, стремления к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию, преобразованию окружающей жизни в соответствии с духовно- нравственными идеалами и нормами.
2.2. Целесообразным представляется привлечение несовершеннолетних, воспитывающихся в замещающих семьях, к участию в конкурсных проектах, акциях, волонтёрстве и др., с предоставлением возможности проявления инициативы.
2.3. Важно активизировать деятельность по профилактике употребления психоактивных веществ учащимися, противодействию вовлечения их в совершение наркопреступлений, предусмотреть актуальные каналы донесения информации по данной проблеме до учащихся и их замещающих родителей. Необходимо.продолжить..практику проведения психосоциального анкетирования на предмет употребления психоактивных веществ.
2.4. Целесообразно включить в планы развития приёмных семей инструктажи по основам безопасности жизни и здоровьесбережения воспитанников.
2.5. Важно продолжить. работу.по.воспитанию. информационной культуры обучающихся, активизировать деятельность по предупреждению негативного влияния на них размещенной в сети Интернет и СМИ информации, ответственности за ее распространение. Рекомендуется использовать материалы пособия «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования / В.Ю. Арчаков [и др.]. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – 168 с.)
2.6. Мероприятия, которые будут проводиться в весенний, летний каникулярный периоды, но тематика которых ещё неизвестна, могут быть обозначены в форме фраз «Организация мероприятий в период весеннего каникулярного времени», «Организация мероприятий в период зимнего каникулярного времени» (Срок - согласно плана воспитательной работы учреждения образования).
2.7. Важно уделить внимание следующим направлениям работы с воспитанниками приёмных семей: предупреждение самовольных уходов, предотвращение правонарушений, профилактика потребления и распространения ПАВ, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; формирование финансовой грамотности.
2.8. Необходимо включить в план развития диагностические мероприятия «Психодиагностическое обследование суицидального поведения учащихся» (срок проведения: до 21.11.2022) и «Психосоциальное анкетирование обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ» (срок проведения: до 17.10.2022).
2.9. При планировании мероприятий в рамках контроля за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей важно руководствоваться действующим законодательством:
«Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:
в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в полугодие.
Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей»
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 «Положение о приёмной семье» (в ред.))
Периодичность контроля должна быть отображена в плане развития.
2.10. Приёмным родителям, родителям-воспитателям несовершеннолетних, имеющих намерение поступать в средние специальные, профессионально-технические, высшие учебные заведения в 2022/2023 учебном году, рекомендуется запланировать мероприятие: «Организация общения несовершеннолетнего в вайбер-группе выпускников «Пристань». Деятельность вайбер-группы будет продолжена до 31.08.2023.
2.11. В ситуации планирования приёмными родителями, родителями-воспитателями оздоровления несовершеннолетних необходимо указание об этом в разделе «Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанников и семьи» (п.5).
3. Принципы оформления плана развития приёмной семьи (ДДСТ)
Особенности технического оформления плана
Шрифт – 14, Тimes New Roman,
рекомендуемый шрифт в текстовой части таблицы -12, Тimes New Roman.
Подчёркивание, жирный шрифт и курсив не допускаются.
Рекомендуется двусторонняя печать на листах.
Внимание!!! Важно, чтобы серия подписей участников реализации плана находилась в связи с текстовой частью плана.
Оформляются 4 экземпляра плана развития приёмной семьи.
Подготовленные и заверенные приёмными родителями (родителями-воспитателями) и специалистами школы (классным руководителем, педагогом-психологом, педагогом социальным), дошкольного учреждения (воспитателем группы, педагогом-психологом), учреждения профессионального образования (куратором, педагогом-психологом, педагогом социальным), планы развития приёмной семьи передаются для согласования в социально-педагогический центр. После верификации планов специалистами МРСПЦ и согласования с директором центра планы направляются в сектор охраны прав детства отдела образования. В отделе образования планы развития верифицируются, согласовываются методистом ГУ «Мозырский районный учебно-методический центр» и далее утверждаются начальником отдела образования Мозырского района. Далее два экземпляра плана передаются в учреждения образования, в которых организованы несовершеннолетние (один экземпляр –для передачи законному представителю несовершеннолетнего, второй экземпляр хранится у специалистов СППС учреждения образования). Остальные экземпляры распределяются следующим образом: один экземпляр передаётся в МРСПЦ, второй экземпляр включается в личное дело несовершеннолетнего в секторе охраны прав детства отдела образования Мозырского райисполкома.