Анализ работы школьной библиотеки
ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района»
за 2022/2023 учебный год
Школьная библиотека в течение 2022/2023 учебного года осуществляла работу согласно плану учебно-воспитательной работы школы, плана работы библиотеки;
- содействовала решению задач, поставленных перед школой;
- осуществляла информационную поддержку всего учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования;
- способствовала формированию школьной библиотеки как информационно-образовательного центра учреждения образования;
Школьная библиотека в 2022/2023 учебном году работала над следующими задачами:
- Активизация работы школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования;
- Формирование активной гражданской и личностной позиции учащихся, основанной на ценностном отношении к своему Отечеству и направленной на формирование готовности к выполнению социальной роли гражданина и патриота;
- Совершенствование форм и методов организации воспитательной работы по сохранению здоровья учащихся, профилактике преступлений, правонарушений и социальной защите детства средствами приобщения к чтению.
Школьная библиотека в течение учебного года уделяла внимание литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников. В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Основные показатели работы библиотеки в 2022/2023 уч. году:
Фонд библиотеки (на 01.01.2022г.) – 3300 экз.
Читатели – 77
Книговыдача – 1716 экз.
Количество посещений – 634
Фонд учебников (на 01.01.2022г.) – 1373 экз.
Книговыдача учебников – 1180
Обеспеченность учащихся учебниками – 100%
Работа с библиотечным фондом:
Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года. Для обеспечения учета при работе с фондом в библиотеке ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда;
-книга суммарного учёта учебников;
-инвентарная книга;
-картотека учета учебников;
-папка «Акты на списание»;
-журнал учёта выдачи учебников по классам.
Для ознакомления учителей с новыми поступлениями книг оформляются информационные списки новой литературы и статей из журналов. По мере поступления книг, в библиотеке оформляется книжная выставка «Книжные новинки». До 1-го сентября учебниками были обеспечены все учащиеся школы, для этого приходилось брать учебники из других школ района. Некоторые учебники имеются на электронных носителях.
Периодические издания библиотеки остаются на уровне прошлого года, хотя именно газеты и журналы пользуются большим спросом среди учащихся и учителей.
Для обеспечения сохранности книжного фонда регулярно проверяются формуляры читателей. Составляются списки должников, с которыми проводится индивидуальная работа. В результате чего в библиотеку возвращена значительная часть литературы. В течение года регулярно проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года учебники сдаются в библиотеку по составленному графику, утерянных учебников почти нет. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с учащимися на абонементе, а классными руководителями на классных часах.
Один раз в четверть библиотекой совместно с администрацией были проведены рейд-проверки по сохранности фонда учебников, согласно годового плана работы на 2022/2023 учебный год. Особых нарушений в классах не выявлено. Учащимся и классным руководителям были даны рекомендации по сохранности учебного фонда.
Ведется постоянный учет и обработка поступившей художественной и методической литературы, учебников, что позволяет периодически осуществлять сверку фонда школьной библиотеки с бухгалтерией.
Своевременно отрабатываются бланки – заказы на учебники, проводятся мониторинги учебной литературы.
Работа с читателями. Массовая работа
В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению. Причина невысокого интереса к чтению заключается в увлечении телевизором, компьютерными играми, интернетом. Дети в основном читают литературу по программе, приключенческую литературу.
Одной из важных форм в этой работе являются массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами.
Это литературные игры, викторины, праздники, конкурсы и т. д. Были проведены обзоры литературы и презентаций книг.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Для активизации интереса читателей к широкому репертуару книг в помощь экологическому воспитанию в школьной библиотеке организована выставка «Экологический калейдоскоп». Учащиеся смогли познакомиться с интересными изданиями, из которых узнали об отношении человека к природе, о бережном отношении к природным богатствам нашей Земли, а также растительном и животном мире.
С целью воспитания уважения к родной культуре и литературе, в школьной библиотеке организованы выставки, посвящённые белорусским писателям и поэтам, а также к календарным и знаменательным датам: «Родники памяти», «2023 - Год Мира и Созидания», «Гражданином быть обязан», «вредным привычкам – нет!», «За здоровый образ жизни», «Читаем с удовольствием», «По страницам красной книги», «Была Весна, весна Победы» и другие.
К юбилеям русских писателей и поэтов: С. Маршака, Э. Успенского, М. Пришвина, М. Горького и других авторов-юбиляров,регулярно оформлялись тематические полки и книжные выставки.
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Свет знаний», «Белорусская письменность», «Вместе – мы за Беларусь!», «Люблю свой город», «Учителям посвящается», «Как прекрасен книжный мир», «За здоровое поколение», «О Родине, о мужестве, о славе», «Чернобыль – быль и боль», «Дороги войны - дороги Победы!». Подбирался материал к этим выставкам так, чтобы рассказать не только историю праздника и интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным белорусским писателям-юбилярам. В этом году мы отмечали юбилеи: А. Адамовича, Н. Чергинца, Н. Чернявского, М. Горецкого, Я. Мавра и других писателей-юбиляров. Были проведены обзоры книг и биографических сведений.
Особой популярностью у ребят пользуются литературные игры, конкурсы, викторины: «Библиотека, книга, я – вместе дружная семья» 3-4 классы, «Библиотека – наш книжный дом» 1-2 классы, «Вместе весело читать» 4-5 классы, «Чудесное волшебство рождественской сказки» 8-9 классы, «Путешествие по Цветочному городу Н.Носова» 2-3 классы, «Волшебный сказочник Датского королевства» 4 классы; конкурсы - рисунка: «Закружилась в небе осень» 5-6 классы, «Снежная-нежная сказка зимы» 2-4 классы, «Ярче всех бриллиантов мира» 5-7 классы, «Любимые сказочные герои» 2-4 классы; совместно с учителями начальных классов проведен конкурс чтецов «Дорогой и единственной посвящается» 3-4 классы, «Стихи мне душу согревают» 5-7 классы. Ребята получили призы и памятные подарки. Большинство мероприятий проводятся с использованием мультимедиа.
На весенних каникулах к Неделе детской книги было проведено ряд библиотечных мероприятий: «Как – это здорово читать» 5-7 классы, «Через книгу к добру и свету» 2-4 классы, «Для вас, ребятишки, новые книжки» 1-4 классы.
Основные формы группового и массового обслуживания – это книжные выставки, открытые просмотры новой литературы, тематические папки, библиографические списки, викторины, обзоры книг и т.д. Значительно разнообразней была тематика книжных выставок, с помощью которых был широко раскрыт фонд библиотеки. За текущий учебный год оформлено более 30 выставок. Книжные выставки оформлялись в соответствии с планом работы школы.
Учащимся старших классов библиотека оказывает помощь в выборе профессий. Для них оформлены тематический стенд “Готовимся к экзаменам” и книжная выставка “Выбор профессии – просто и сложно”, на которой представлены буклеты различных учебных заведений, подобраны материалы в электронном виде.
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс, но и руководит чтением школьников. Для этого работниками библиотеки делаются анализы чтения читательских формуляров по полугодиям. Результаты анализов чтения вывешиваются на информационных стендах и доводятся до сведения классных руководителей, что позволяет активизировать чтение учащихся.
По итогам анализа читательских формуляров были определены самые активные читатели в 2022/2023 учебном году. В основном это ребята из 2-4 классов, а также учащиеся 9-11 классов.
Выводы:
В 2022/2023 учебном году в библиотеке применялись разнообразные формы и методы работы с читателем - это литературные викторины, уроки мужества, диспуты, мультимедийные викторины и т.д.
В течение года оказывалась помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Подбиралась литература, оформлялись книжные выставки. Через визуальную форму обслуживания школьная библиотека прививала интерес у учащихся к духовной культуре и бережному отношению к своим истокам. В процессе воспитания и развития учащихся, используются традиционные и нестандартные формы деятельности, чтобы помочь детям сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности. Также оказывалась помощь в подборе литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека проводила работу по популяризации книги и чтения, вела работу с читательским активом, обучала пользователей библиотеки использовать информацию на различных носителях.
В библиотеке выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2023/2024 учебном году: недостаточно современной детской, познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому образу жизни, выбору профессии, спорту для младшего и среднего школьного возраста. Библиотечный фонд недостаточно пополняется справочной, методической литературой, недостаточно и электронных средств обучения.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2022/2023 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачи, над которыми следует работать в 2023/2024 учебном году:
1. Совершенствовать традиционные и осваивать новые технологии, внедрять креативные формы популяризации книги и чтения.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания учащихся, помощь в социализации, развитие творческого потенциала.
3. Осуществлять всестороннее раскрытие фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;
- Продолжить работу в направлении сохранности учебной и художественной литературы;
- Изучать опыт работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотеки наиболее интересных форм библиотечных услуг.