<font>Сотрудничество семьи и школы</font>
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.
Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
-
повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
-
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
-
утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье;
-
активная трудовая и общественная деятельность;
-
познание, развитие и творчество;
-
передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
-
трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык;
-
национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Для достижения названных целей необходимо решение следующих задач:
-
обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
-
влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;
-
формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
-
предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
-
координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.
С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности обучающегося.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:
-
повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
-
консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
-
организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:
-
включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
-
правовое просвещение родителей;
-
оказание помощи родителям в семейном воспитании;
-
оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
-
совместная со школой организация социальной защиты детей;
-
организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. Четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:
1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.
Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
2)Второе направление- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям (1 - 4, 5 - 8, 9 - 11 кл.)
3) Третье направление- взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
-
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
-
знакомство с бытовыми условиями учащихся;
-
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
-
составление программ совместных действий;
-
анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
-
мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
Не могу не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Основными условиями считается:
-
родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
-
переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
-
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
-
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
-
установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
-
обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
<font size="3">Практические советы для работы с родителями</font>
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
-
удалось избежать противостояния и конфронтации;
-
удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
-
удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
-
обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, по-моему, особенно велика.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.
Организация и структура проведения родительского собрания:
Я считаю, что собрание должно проводиться 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня:
Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация ).
Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.
В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Формы и методы взаимодействия :
-
лекция- это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания;
-
конференции- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей;
-
практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей;
-
открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
-
диспуты- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;
-
ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников;
-
индивидуальные тематические консультации;
-
родительский лекторий;
<font size="4">Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:</font>
<font size="3">1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.</font>
<font size="3">2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.</font>
<font size="3">3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.</font>
<font size="3">4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.</font>
<font size="3">5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.</font>
<font size="3">6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.</font>
<font size="3">7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.</font>
Также хочу дать педагогические советы начинающим классным руководителям:
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:
Способность к общению — это ,я думаю, профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.