Итоги работы системы образования за 2016 год и намечены основные направления деятельности на 2017 год
15 февраля 2017
На базе столичной школы №61подведены итоги работы системы образования за 2016 год и намечены основные направления деятельности на 2017 год
<font size="4">Подводя итоги работы сферы образования в 2016 году, заместитель Премьер-министра Василий Жарко отметил, что необходимо выработать механизм взаимодействия школы с другими госорганами для профилактики семейного неблагополучия.
Василий Жарко затронул вопрос несвойственных функций учителей: «Вызывает удивление, когда школу обязывают принимать меры к родителям - неплательщикам коммунальных услуг. Мол, учитель должен знать, что в этой семье есть проблема, надо обследовать эту семью и принять меры. Если кто-то из родителей совершает проступок, какое-то правонарушение, школа должна провести обследование семьи и фактически заняться перевоспитанием этих родителей. А где правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних?».</font>
<font size="4">
По его мнению, школа, учитель не должны подменять другие структуры, а участвовать в этой работе вместе с ними в рамках своих функциональных обязанностей. «Министерству образования вместе с заинтересованными надо выработать четкие, понятные принципы работы школы в вопросах профилактики семейного неблагополучия, правонарушений, социального сиротства», - заявил Василий Жарко.
Также он обратил внимание, что при разработке учебных программ нельзя допускать просчетов и ошибок. Главой государства и правительством поставлена конкретная задача по серьезному совершенствованию учебного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь это касается разработки новых учебных программ. По мнению педагогов, сегодня многие программы перегружены и несовершенны. "Просчетов и ошибок при разработке учебных программ нельзя допустить. Программы должны быть качественными, последовательными и взаимосвязанными между предметами. Я поручил министру образования создать рабочую группу по этому вопросу, привлечь не только ученых, но и педагогов, которые каждый день работают по этим программам", - сказал вице-премьер.
В соответствии с обновлением учебных программ разрабатываются учебные пособия. До 2020 года согласно поручению Президента необходимо полностью обновить учебники, сделать их более доступными, информативными и неперегруженными. Для их подготовки на конкурсной основе привлекаются лучшие специалисты, используется опыт других стран. По словам Василия Жарко, учебники должны быть качественными и служить долго, а не перерабатываться каждый год.</font>
<font size="4">
Вице-премьер затронул и вопрос здоровья детей: «Грош цена всем нашим образовательным программам, если каждый год состояние здоровья детей ухудшается. Поэтому разработка нового поколения программ и учебников должна исключить перегрузку детей».
Касаясь вопроса о доработке новой редакции Кодекса об образовании, заместитель Премьер-министра отметил что, «это надо делать осторожно, не спеша, выверяя каждую позицию, не шарахаясь из одной крайности в другую, широко обсуждая с заинтересованными. И только потом утверждать».
Сохраняется проблема обеспеченности местами в детских садах. Эта задача решается. Правительством утвержден план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования. До 2020 года этот вопрос должен быть решен.
По мнению вице-премьера, необходимый объем знаний для поступления в вуз ученик должен получать в школе, а не у репетитора. Тесты на ЦТ должны соответствовать школьной программе. «Именно в школе ученик должен получить тот объем знаний, который необходим для тестирования, а не ходить за дополнительными знаниями к репетиторам. Учитель должен дать знания ученику, а не отправлять к репетитору», - уверен он.
Репетиторство распространено не только при поступлении в вуз, но и в процессе учебы. Часто родители жалуются, что учитель не полностью раскрывает свой предмет, а для углубленного познания отправляет к репетитору к своему коллеге в другой класс. Это явление должно жестко пресекаться. Учебную программу необходимо построить так, чтобы все можно было освоить в ходе учебного года. По убеждению Василия Жарко, Министерству образования необходимо повернуться лицом к этой проблеме.
В этом году нужно выработать предложения по совершенствованию правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Тестирование является достаточно справедливым способом отбора, поскольку все абитуриенты находятся в равных условиях. Но тест не универсален, он не дает возможности оценить логику решения задачи или правильность устной речи абитуриента, его эрудицию и кругозор, гражданскую позицию. Правительством поручено создать межведомственную рабочую группу по этому вопросу и выработать оптимальные предложения. «Возможно, по некоторым предметам мы вернемся к устным экзаменам», - сказал Василий Жарко.
Выступая с докладом об итогах работы системы образования в 2016 году и перспективах ее работы в 2017 году, министр образования Игорь Карпенко отметил: «Прошедший 2016 год, первый год пятилетки, для нашей отрасли был нацелен на решение задач совершенствования и развития системы образования, реализации молодежной политики, активизации процессов создания экономики знаний и перехода страны на инновационный путь развития».</font>
<font size="4">
Цифровая трансформация экономики, ускоренное формирование высокотехнологичного сектора, необходимость повышения конкурентоспособности традиционных отраслей промышленности за счет повышения технологического уровня формируют общественный запрос на современное и доступное образование, задают векторы развития нашей отрасли. В том числе такие как: актуальность и повышение качества содержания образования с опорой на государственную идеологию, конкурентоспособность специалистов и экономическая эффективность их профессиональной деятельности, социальная справедливость в реализации образовательной и молодежной политики, неразрывность процесса обучения и воспитания.
Несомненно, молодежь должна сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития, а задача системы образования - создать оптимальные условия не только для получения знаний и профессионального становления молодых людей, но их социализации, с целью обеспечения стабильности в обществе и развития государства, в основе которой заложены традиционные нравственные и семейные ценности, принципы коллективизма и социальной справедливости, приверженность здоровому образу жизни.
Безусловно, эффективность проводимой работы по развитию важнейшей, можно сказать, ключевой отрасли - образования напрямую зависит от понимания общности целей и задач, стоящих перед каждым субъектом системы, анализа каждой конкретной ситуации, выбора актуальных форм и методов деятельности, принятия выверенных управленческих решений.
Именно поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, одобренной Пятым Всебелорусским народным собранием на систему образования возложены важнейшие функции в реализации основных приоритетов развития страны, включая молодежь, занятость, экспорт, информатизацию, инвестиции.
Министр подчеркнул, что на финансирование отрасли «Образование» в 2016 году из бюджета и внебюджетных источников было направлено 5 млрд. 142,9 млн. рублей, или 5,45 процента от ВВП, что в целом обеспечило ее стабильное функционирование. В полном объеме осуществлялись расходы по таким статьям, как заработная плата и взносы на социальное страхование, стипендии, питание, коммунальные услуги. Основные мероприятия, проводимые в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме.
«Для системы образования идеологическая и воспитательная работа являются одним из важнейших направлений деятельности. В 2016 году воспитательный, социальный и идеологический компоненты реализованы через новые проекты и традиционные республиканские акции и мероприятия», - заявил руководитель ведомства. Один из ярких примеров - волонтерское движение. Сегодня ряды волонтеров насчитывают более 54 тысяч человек. Показательно, что ведущий педагогический вуз страны – БГПУ имени Максима Танка получил премию Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» именно за волонтерскую деятельность.
С учетом современных реалий необходимо искать новые подходы к воспитательной и идеологической работе, внедряя новые формы и методы работы с учащейся и студенческой молодежью. Не случайно Глава государства подчеркнул, что в идеологической работе не должно быть «формальных и не нужных мероприятий». Необходимо уделить особое внимание научно-методическому сопровождению процесса воспитания. Ведь наука, как сказал Президент Республики Беларусь, должна служить опорой государственной идеологии.
«На воспитание конкурентоспособной самостоятельной личности направлены наши шаги по организации профориентационной работы, допрофессиональной подготовки в шестой школьный день. И к этому надо отнестись со всей серьезностью», - подчеркнул министр.
Игорем Карпенко отмечена важность системы дополнительного образования детей и молодежи: «Важно сохранить положительную динамику вовлечения школьников в систематические занятия в кружках и секциях».
В национальной системе образования страны функционирует 297 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимается 388 359 детей или каждый третий учащийся системы общего среднего образования. Особое внимание – развитию технического, инновационного творчества учащейся молодежи, налаживанию действенного взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями туристско-экскурсионной направленности.
Касаясь работы учреждений дошкольного образования, министр отметил, что в Беларуси 93,9% детей в возрасте от трех до шести лет посещают детские сады. Численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования, выросла. В 2016 году их количество составило 418 тыс. человек. Детские сады посещают 93,9% детей в возрастной группе от трех до шести лет. Все дети пятилетнего возраста имеют возможность проходить подготовку к обучению в начальной школе. С учетом потребностей родителей развивается многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования. В 2016 году по сравнению с предыдущим количество групп кратковременного пребывания выросло более чем на 22%.
Главная задача системы общего среднего образования – комплексное личностное и социальное развитие ученика, позволяющее ему быть успешными в жизни, а не только и не столько подготовка к централизованному тестированию. При этом важно подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обеспечить качественную жизнь всем, помочь осуществить свое жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способную быть конкурентоспособной в современном мире.
Обеспечивается разработка и поэтапное введение по всем учебным предметам обновленных учебных программ, в которых учтены межпредметные связи и практикоориентированная направленность образовательного процесса (в 2016/2017 учебном году - I, II, V, VI, X, XI классы). После массовой апробации учебных программ в течение учебного года по предложениям учителей-практиков в учебные программы вносятся изменения и дополнения. «Работа по данному направлению должна быть непрерывной», - сказал руководитель ведомства.
При этом он отметил, что на национальном образовательном портале организована работа открытой интернет-площадки, где представлены новые учебные программы. Все заинтересованные имеют возможность обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями.
Повышенный уровень подготовки учащихся обеспечивается за счет профильного обучения на III ступени общего среднего образования (X - XI классы), в рамках которого учащимся предоставлена возможность выбора предметов. При этом главным является не количество профилей, а формирование с его помощью осознанного отношения к выбору будущей профессии. И в этом значительная роль отводится педагогу, способному не только увлечь своим предметом, но и обеспечить личностное развитие каждого из учеников.
В 2016 году издано 46 учебных пособий, 14 из них – учебники нового поколения, яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию. В разработку каждого учебника вовлечены учителя – практики.
В 2017 году значительно расширена реализация пилотного проекта по нормативному финансированию учреждений общего среднего образования. В нем принимают участие 642 учреждения общего среднего образования 14-ти административно-территориальных единиц республики.
Отдельно Игорь Карпенко отметил успешные выступления белорусских школьников на международных олимпиадах, завоевавших в 2016 году 42 медали и достойно представивших нашу страну и нашу систему образования.
Министр подчеркнул, что ряд вопросов в системе общего среднего образования требует дальнейшего решения. В том числе: необходимо усовершенствовать качество каждого урока в школе через реализацию воспитывающего потенциала как через содержание учебного материала, так и средствами организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Также было предложено совершенствовать национальную систему оценки качества общего среднего образования путем введения так называемых «министерских контрольных работ». Министр убежден, что требует особого внимания - деятельность гимназий и лицеев. Планируется совершенствовать нормативное правовое обеспечение вступительных испытаний в гимназии и лицеи с целью искоренения коррупционных рисков. Кроме того, ученикам школ должна быть представлена возможность получить определенные профессиональные навыки еще в годы учебы в школе и т.д.
Касаясь такого важного вопроса, как инклюзия, министр подчеркнул, что в 2017 году работу в области образования лиц с особенностями психофизического развития необходимо направить на совершенствование качества образовательного процесса через внедрение современного учебно-методического обеспечения, на дальнейшее развитие инклюзивного образования. «Понятие инклюзии выходит за рамки системы специального образования. В новой редакции Кодекса об образовании инклюзивное образование определено как элемент образовательной политики, методологический принцип, относящийся ко всем уровням основного и дополнительного образования, а не только к лицам с особенностями развития, системе специального образования», - проинформировал Игорь Карпенко.
Переходя к вопросам подготовки кадров, министр уточнил, что в 2016 году для реального сектора экономики и социальной сферы учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования подготовлено свыше 147 тысяч специалистов.
В целом успешно решены вопросы получения первого рабочего места для выпускников, обучавшихся на бюджетной форме получения образования. На всех уровнях образования решаются задачи подготовки квалифицированных кадров для наукоемких и высокотехнологичных производств.
«Предоставление первого рабочего места выпускникам является дополнительным элементом социальной защиты», - уверен министр. По его словам, дополнительные социальные гарантии, которые дает статус молодого специалиста, нужно распространить и на тех выпускников платной формы обучения, которые обратились за направлением на работу и получили его. Это предусматривается новой редакцией Кодекса об образовании.
«Вместе с тем нужно повысить ответственность заказчиков кадров - начиная от руководителя конкретной организации, заключающего договор с учреждением образования, и заканчивая облисполкомами и министерствами», - считает Игорь Карпенко.
Стоит задача и совершенствования системы профориентационой работы, ее научно-методического сопровождения с целью повышения привлекательности у молодежи профессионального образования. В 2016 году проведен второй Республиканский конкурс профессионального мастерства «WorldSkills Belarus-2016», а в настоящее время ведется подготовка национальной команды к участию в 44-м Международном чемпионате профессионального мастерства.
В системе высшего образования основное внимание было уделено практической составляющей подготовки кадров, обновлению содержания образования, принимались меры по укреплению взаимодействия учреждений образования с организациями-заказчиками. На предприятиях и в организациях работает более тысячи филиалов кафедр вузов, из них 59 создано в 2016 году.
В ближайшее время планируется устранить дублирование подготовки кадров на уровнях среднего специального и высшего образования посредством совершенствования научно-методического обеспечения профессионального образования на основе проекта новой редакции общегосударственного классификатора «Специальности и квалификации».
«Требуется разработка нормативной базы для расширения сетевого взаимодействия учреждений образования, использования современных образовательных технологий», - считает министр.
«Решение задач качественного и современного образования невозможно без фундаментальных и прикладных исследований, научной базы и методических разработок», - убежден Игорь Карпенко. Важность этого направления деятельности еще раз подтверждает принятое Президентом нашей страны решение об объявлении 2017 года Годом науки.
«Этот год ставит особые задачи перед университетами, которые в современных условиях приобретают черты не только центров научной мысли, но и инновационного развития», - сказал руководитель ведомства. В 2016 вузами министерства выполнялось 818 заданий 12 государственных программ научных исследований, более 16% из них – совместно с научными организациями других органов госуправления, в том числе 14% с организациями НАН Беларуси.
Укрепляется связь вузов с производством. Белорусским государственным технологическим университетом созданы и функционируют 8 отраслевых лабораторий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в интересах конкретных отраслей. Ведется работа по созданию 4 отраслевых лабораторий в Гродненском университете, по одной – в Гомельском техническом и Витебском технологическом университетах.
Развивается международное научное сотрудничество, в этих целях заключено более 1700 договоров с организациями-партнерами из 65-и стран мира. Созданы и успешно работают 12 совместных центров международного научно-технического сотрудничества с Россией, Казахстаном, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой.
Как результат - экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции составил более $3,7 млн. Наиболее активно в этом направлении работали БГУИР, БГУ, БНТУ. В настоящее время в республике действуют 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики. Более 3 тыс. прямых договоров учреждений образования с зарубежными организациями системы образования из 82 стран.
В 2016 году подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере образования с Польшей, о взаимном признании документов об образовании с Пакистаном, а также межведомственные соглашения с Арменией, Азербайджаном, Саудовской Аравией, Китаем, Пакистаном, Турцией, Молдовой по вопросам сотрудничества в сфере образования, науки и молодежной политики.
В 2016 году количество иностранных граждан, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь составило 20 170 человек из 107 стран мира.
«Успех в решении масштабных задач, стоящих перед системой образования, будет и впредь определяться уровнем профессионализма и ответственности работников системы - от воспитателя и учителя до руководителя учреждения, отдела управления, министерства. Учитель, преподаватель - основное звено в реализации государственной политики в образовании. Даже самая совершенная учебная программа, талантливо написанный учебник не дадут нужного результата, если не окажутся в руках профессионала», - резюмировал министр.
В рамках работы коллегии состоялась презентация научных разработок учреждений высшего образования Беларуси. На выставке также были представлены новые учебные издания для дошкольного и общего среднего образования, а также для организации воспитательной работы.</font>
<font size="4">
<font color="#0000ff">Лучшие представители национальной системы образования были награждены грамотами Министерства образования Республики Беларусь.</font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000">Аб узнагароджанні
<font color="#0000ff">Па выніках работы сістэмы адукацыі за 2016 год узнагароджаны: </font>
Граматай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
<font color="#0000ff">1. У намінацыі ”Лепшае ўпраўленне адукацыі аблвыканкама (камітэт па адукацыі Мінгарвыканкама)“ </font>
упраўленне адукацыі Гродзенскага аблвыканкама
<font color="#0000ff">2. У намінацыі ”Лепшае ўпраўленне (аддзел) адукацыі, спорту і турызму рай(гар)выканкама“ </font>
аддзел адукацыі, спорту і турызму Баранавіцкага гарвыканкама
<font color="#0000ff">3. У намінацыі ”Лепшая ўстанова дашкольнай адукацыі“ </font>
калектыў дзяржаўнай установы адукацыі ”Дзіцячы сад аграгарадка Старое Радча“ Круглянскага раёна Магілёўскай вобласці
<font color="#0000ff">4. У намінацыі ”Лепшая ўстанова агульнай сярэдняй адукацыі“ </font>
калектыў дзяржаўнай установы адукацыі ”Гімназія № 1 імя Ф.Скарыны г.Мінска“
<font color="#0000ff">5. У намінацыі ”Лепшая ўстанова спецыяльнай адукацыі“ </font>
калектыў дзяржаўнай установы адукацыі ”Маладзечанская спецыяльная агульнаадукацыйная школа-інтэрнат № 2 для дзяцей з парушэннямі зроку“ Мінскай вобласці
<font color="#0000ff">6. У намінацыі ”За выніковую работу па забеспячэнні якасці атрымання дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі“ </font>
калектыў дзяржаўнай установы адукацыі ”Гродзенскі абласны цэнтр тэхнічнай творчасці“
<font color="#0000ff">7. У намінацыі ”За стварэнне эфектыўнай рэгіянальнай мадэлі арганізацыі работы па абароне правоў і законных інтарэсаў непаўналетніх“ </font>
аддзел адукацыі, спорту і турызму Калінкавіцкага райвыканкама Гомельскай вобласці
<font color="#0000ff">8. У намінацыі ”За выніковую работу па забеспячэнні якасці падрыхтоўкі кадраў у адпаведнасці з запатрабаваннямі арганізацый“ </font>
- калектыў установы адукацыі ”Кобрынскі дзяржаўны політэхнічны каледж“
- калектыў установы адукацыі ”Гродзенскі дзяржаўны прафесіянальны тэхналагічны каледж“
<font color="#0000ff">9. У намінацыі ”За эфектыўную работу па абнаўленні прафесарска-выкладчыцкага саставу і развіццё кадравага патэнцыялу“ </font>
калектыў установы адукацыі ”Беларускі дзяржаўны тэхналагічны ўніверсітэт“
<font color="#0000ff">10. У намінацыі ”За арганізацыю эфектыўнага ўзаемадзеяння з заказчыкамі кадраў“ </font>
калектыў установы адукацыі ”Беларускі дзяржаўны медыцынскі ўніверсітэт“
<font color="#0000ff">11. У намінацыі ”Лепшы ўніверсітэт па эфектыўнай рабоце аспірантуры (дактарантуры) па выніках выпуску“ </font>
калектыў установы адукацыі ”Беларускі дзяржаўны эканамічны ўніверсітэт“
<font color="#0000ff">12. У намінацыі ”Лепшы экспарцёр высокатэхналагічных і навукаёмістых тавараў“</font>
калектыў установы адукацыі ”Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт інфарматыкі і радыёэлектронікі“
<font color="#0000ff">13. У намінацыі ”За ўкараненне інавацыйных форм работы з моладдзю, значны ўклад у рэалізацыю дзяржаўнай маладзёжнай палітыкі“ </font>
калектыў установы адукацыі ”Баранавіцкі дзяржаўны ўніверсітэт“. </font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"></font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"></font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"></font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"></font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"></font></font>
<font size="4"><font color="#ff0000"> </font>
Пресс-центр Министерства образования </font>